SBO-PAPER.RU

Рост цен на бумагу скажется на читателе?

Рост цен на все сорта журнальной и газетной бумаги — такие перемены ждут рынок в ближайшее время. В июне мировые бумажные производители объявили, что поднимут цены на свою продукцию на 6–9%. В связи с этим ряд представителей полиграфической отрасли уже заявили о том, что увеличат расценки на печать. О том, как изменения скажутся на петербургских СМИ, выяснял корреспондент Лениздат.Ру.

Рост цен на бумагу — процесс глобальный, убеждены эксперты. Виною тому и удорожание целлюлозы, связанное с дефицитом продукции на мировом рынке, и ее скупка китайскими производителями. Влияние на процесс оказала даже мартовская забастовка в Финляндии, на две недели остановившая доставку бумаги из Суоми. Если в прошлом году производители держали цены на уровне 2008 года, то в этом пошли на решительные меры. Под ними понимается повышение цен на 6–9%.

В целом в своих оценках последствий скачка цен на бумажную продукцию эксперты отрасли едины. «Подобный рост цен может привести только к дальнейшему снижению объемов рынка полиграфических услуг», — констатировал Сергей Радванецкий, президент Союза полиграфистов Петербурга, объединяющего около 30 компаний отрасли. На вопрос, коснется ли повышение конечного потребителя — читателя, эксперт ответил: «В конечном счете за все платит потребитель, это закон экономики».

Полиграфисты расходятся в оценках того, можно было ли прогнозировать подобный скачок цен. «Безусловно, нет, — отмечает генеральный директор типографского комплекса «Девиз» Андрей Шадрин. В то же время в Союзе полиграфистов Петербурга отметили, что изменение не было неожиданным, на него повлиял целый ряд объективных факторов. Как рассказал корреспонденту Лениздат.Ру глава объединения Сергей Радванецкий, причинами выступили стремительно снижающийся курс евро к доллару и острая нехватка чилийской целлюлозы, на которой преимущественно работают европейские производители бумаги и картона. Кроме того, считает он, на ситуацию повлияло «снижение общемирового потребления в связи с экономическим кризисом, от которого полиграфическая промышленность во всем мире пострадала достаточно серьезно».

Очевидно, что такие перемены не могут не сказаться на полиграфической отрасли. По мнению коммерческого директора Санкт-Петербургского газетного комплекса Полины Дружининой, первыми изменения почувствуют компании, которые работают с зарубежными производителями бумаги. Если говорить о СМИ, отметила она, то под эту категорию попадает журнальная продукция. Насколько повысятся затраты на ее издание? Как рассказал генеральный директор типографского комплекса «Девиз» Андрей Шадрин, компания будет вынуждена повысить расценки за счет сырьевой составляющей, но цены на полиграфию останутся прежними. По мнению эксперта, рост цен на импортную бумагу может коснуться и конечного потребителя — читателя СМИ, цены на печатную продукцию могут вырасти на 5–6%. Об аналогичном повышении говорят и другие полиграфисты. Но вряд ли, по мнению экспертов, рост цен приведет к переходу издателей на отечественную бумагу: аналогов импортного сырья в России просто нет.

Полиграфисты, работающие с отечественной бумагой, настроены более оптимистично. «Мы печатаем на российской газетной продукции, поэтому я не думаю, что перемены нас каким-либо образом коснутся», — отмечает Полина Дружинина. Правда, она подчеркнула, что с запуском новой печатной машины Orient Super Санкт-Петербургский газетный комплекс начнет печатать на импортной мелованной бумаге. Соответственно, и расценки на оказание услуг с использованием оборудования будет составляться согласно нынешним рыночным ценам на бумагу, добавила она. Стоит отметить, что на сегодняшний день в СПбГК печатается порядка 80 наименований СМИ, что составляет четверть газетного рынка северной столицы.

Сергей Радванецкий, напротив, убежден в том, что импортная продукция подорожает в меньшей степени. Эксперт считает, что зарубежные производители постараются удержать цены, для того чтобы облегчить долю своих клиентов. «Уверен, европейский производитель продолжит борьбу за существенную часть российского полиграфического пирога и постарается компенсировать рост цен на бумагу снижением стоимости собственных услуг с целью сохранить российских заказчиков», — говорит он. Правда, активных действий иностранные производители пока так и не предприняли.

По словам Сергея Радванецкого, у Союза полиграфистов Санкт-Петербурга была идея в связи с повышением цен выступить с совместным заявлением, чтобы разъяснить складывающуюся ситуацию для заказчиков. «Однако позднее мы посчитали, что повышение цен на мелованные сорта бумаги и картона европейскими производителями — серьезный информационный повод и многие СМИ и так уделят этому повышенное внимание», — добавил он.

Алиса Кустикова
Лениздат.Ру
9 июня 2010 года

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: